Журнал HR компас

Мне поручили составить HR-бюджет. С чего начать? Какие данные нужны?

Советы
С чего начать составление HR-бюджета?
Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:

— Бюджетирование нужно начинать со сбора данных. Вам понадобятся:

Данные о прошлом:
  1. Затраты на персонал в предыдущие периоды.
  2. Сезональность, если она есть.
  3. Текучесть по подразделениям.

Данные о будущем:
  1. Стратегические цели на год и сколько под эти цели вам понадобится сотрудников.
  2. Какая стратегия у компании — развитие или повышение эффективности.
  3. Ожидания от отдела персонала у руководителей подразделений.
  4. Планы по обучению и развитию людей.
  5. Другие задачи, которые будет решать HR-отдел.

Чтобы собрать эти данные, переговорите с руководством, а также с руководителями подразделений. Узнайте у них о планах на будущий год, особенно о том, сколько людей понадобится для реализации плана. Когда данные собраны, приступите к бюджетированию.

Начните с расчёта затрат на самую большую статью в HR-бюджете — фонд оплаты труда. Заложите в него заработные платы по текущему штатному расписанию с учётом региональных коэффициентов и заработные платы на новые позиции, которые появятся. Также внесите данные о вознаграждениях и доплаты. Привлеките в подготовке финансовый отдел: он поможет правильно посчитать налоги с зарплат, социальные вычеты, премии, а ещё — поможет проанализировать соотношение затрат на персонал к планируемой выручке. Также с финансовым отделом необходимо согласовать, как вы заложите в бюджет стоимость накопленных сотрудниками отпусков. Учтите, что затраты на больничные и декрет в ФОТ не входят, так как финансируются из социальных фондов.

Когда ФОТ составлен, посчитайте другие статьи: затраты на подбор, обучения, корпоративные мероприятия и прочее.

Если хотите детально разобраться в вопросе формирования бюджета — приходите на мини-курс «Цифры в HR». Мы разберём, какие тонкости есть в бюджетировании тех или иных статей и научимся оптимизировать бюджеты, когда того требует ситуация.