Журнал HR компас

Что нужно, чтобы быть успешным на должности HR директора?

Советы
Должность HR директора
Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:

— Скажу сразу: быть умным, владеть большой экспертизой и много работать — недостаточно. Успешный HRD помогает развитию бизнеса, а не только поддерживает кадровое делопроизводство. Если же вы занимаетесь только трудовыми договорами, подбором персонала и отпусками, то вы всё ещё вспомогательная функция в компании.

HR директор должен подчиняться первому лицу и быть для бизнеса стратегическим партнёром: он должен понимать взаимосвязь HR и бизнеса, выстраивать HR-стратегию и влиять на прибыль компании через HR-проекты. Всё это требует совершенно иных навыков, чем у специалистов или руководителей среднего звена.

Я выделяю 4 базовых компетенции, которые помогут вам быть успешными на этой должности и справляться с нагрузкой.

  • Политические навыки

Это мастхэв. Без политики никуда: нужно уметь выстраивать отношения с руководством, вступать в коалиции, находить союзников, договариваться с противниками — и тем самым продавать проекты, продвигать нужные решения.
Я часто слышу от студентов, как им не нравится и не хочется играть в политические игры. Приведу пример, как неумение играть в политику выходит боком. Представьте: новый HR директор пришёл в компанию и начал выстраивать отношения с подчинёнными вместо того, чтобы разобраться в бизнесе. Руководство ждало от него инициатив, но он не смог продать свои идеи руководству. Такая история заканчивается увольнением. Всё потому, что нужно делать наоборот: сначала узнать бизнес, выстроить отношения с первыми лицами, потом с коллегами и только потом со своей командой.
  • Пиар своих достижений

Первое, для чего нужен пиар — завоевать доверие первого лица и начать пользоваться авторитетом. Второе — чтобы ценность HR увидели коллеги. Коллеги часто не настолько сведущи в области управления персоналом и могут думать, что HR — это вспомогательная функция. Если же вы будете рассказывать о пользе ваших проектов, подкрепляя всё цифрами и аналитикой, то очень скоро коллеги осознают, насколько HR важен для компании. Это поможет вам легче внедрять проекты.

  • Нетворк

Чем выше вы поднимаетесь в иерархии компании, тем больше у вас должно быть людей, с которыми вы можете посоветоваться по каким-либо вопросам. Вам всегда нужна поддержка и свежие идеи!

  • Стейкхолдер-менеджмент

Стейкхолдеры — это люди или группы людей, которые влияют или могут повлиять на успех проекта. Важно таких людей в компании знать и уметь выстраивать с ними отношения. Умение управлять стейкхолдерами критически важно, когда нужно сделать большой проект на всю компанию: провести ежегодную оценку, разработать видение и миссию компании, внедрить автоматизацию или поменять систему оплаты труда.

К этим компетенциям я всегда прибавляю компетенции по модели «4К»: коммуникация, кооперация, критическое мышление и креативность.

Любые компетенции приобретаются постепенно. Я могу предположить, что многие из них у вас уже развиты. Поэтому вам будет легко добрать недостающие. Тем более, что вы можете использовать мой опыт и пройти обучение на курсе «HR директор»: там мы со студентами подробно разбираем, как стать эффективным HRD и продавать проекты бизнесу.