Журнал HR компас

Как рассчитать стоимость ошибки подбора?

Советы
Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:

— Стоимость ошибки подбора складывается из 6 слагаемых:
1. Стоимость подбора сотрудника
2. Затраты на адаптацию сотрудника
3. Затраты на организацию рабочего места
4. ФОТ
5. Недополученная выгода
6. Причинённый ущерб

Теперь давайте поговорим о каждом слагаемом в отдельности.

Стоимость подбора. Сюда входят оплаты доступов на специальные площадки, такие как hh.ru, Habr или другие ресурсы, а также стоимость рекламы и ATS-системы. Если для найма на вакансию сделали специальную посадочную страницу, то стоимость её разработки также войдёт сюда; если нанимали агентство — то и затраты на него нужно будет приплюсовать. Получится сумма, которую нужно поделить на количество нанятых людей. Это и будет стоимость подбора.
Важно: зарплата штатного рекрутера и аренда офиса в стоимость подбора не входят.
Затраты на адаптацию. Здесь нужно подсчитать, сколько рабочего времени потратили те, кто участвовал в адаптации. Как правило, это руководитель отдела, HR и сотрудник-наставник. Допустим, руководитель на протяжении двух недель встречался в новичком каждый день по 1 часу — получается, он потратил 10 часов; HR провёл для новичка два вступительных тренинга по 2 часа — это 4 часа. Новичка курировал старший сотрудник отдела и ежедневно тратил на общение с ним и ответы на вопросы примерно 1,5 часа — это 15 часов за две недели. Если умножить потраченное время на стоимость одного часа работы каждого из сотрудников и сложить полученные цифры — мы увидим стоимость трудозатрат на адаптацию. Если новичкам принято дарить велком-наборы, то стоимость такого набора тоже нужно прибавить к затратам.
Велком-наборы, или welcome-box — это набор брендированных вещей, который дарят новичкам в первый рабочий день. Часто он состоит из кружки, ручки, блокнота; иногда дарят футболки и бейсболки. Практика вручать велком-наборы существует в сферах, где высокая конкуренция за кадры, и нужно расположить к себе сотрудника сразу: например, ретейл или IT.
Затраты на организацию рабочего места. Сюда входят закупки мебели и техники, которые были сделаны для сотрудника. Иногда это слагаемое может равняться нулю: например, если сотрудник работает удалённо со своего компьютера.
Фонд оплаты труда. Это заработная плата, которую получил сотрудник за отработанные дни, а также премии, надбавки и бонусы, которые ему причитаются. Сюда же входят налоги и разнообразные взносы, которые заплатил работодатель. Также стоит включить сюда стоимость льгот, которые получал сотрудник, пока работал: например, если за счёт работодателя посещал уроки английского или пользовался ДМС.
Сейчас хорошим тоном считается давать ДМС новичку с первого дня, особенно в IT-компаниях.
Недополученная выгода. Чтобы посчитать, сколько компания недополучила, можно отталкиваться от плановых показателей эффективности. Например, у менеджера по продажам стоит план по сумме выручки. Новичок выполняет только 40% от этого плана; следовательно, 60% от плана — это недополученная выручка компании. Или другой пример: IT-специалиста наняли, чтобы выпустить новую версию приложения, потому что компания ежедневно недополучает деньги из-за ряда технических проблем, которые нужно устранить к релизу. IT-специалист сделал только половину работы, и релиз новой версии приходится отложить ещё на месяц. Здесь недополученную выгоду легко посчитать с момента, как сотрудник начал работу, и проследить до момента, как работа будет закончена.
Причинённый ущерб. Из всех слагаемых ошибки подбора это — самое неприятное и самое ощутимое. Например, менеджер по продажам ювелирной фирмы отгрузил контрагенту товар на общую стоимость 5 миллионов рублей, не проверив подлинность договоров и печатей. Ювелирные изделия оказались в руках мошенников. За дело взялись правоохранительные органы, но найти и вернуть украшения не удалось. Фирма понесла убытки. Но ущерб не обязательно выражается только в денежном эквиваленте — речь может идти о репутационных потерях для компании. Допустим, смм-специалист выложил в соцсети компании пост спорного содержания или неоднозначный креатив на острую тему, и на компанию обрушился шквал критики — это пример именно репутационного ущерба.
Если суммировать все слагаемые — получится внушительная сумма, которая показывает, во сколько компании обходится неудачный найм. Поэтому стоимость ошибки подбора может стать сильным аргументом в пользу хорошего рекрутмента. Как выстроить системную работу в подборе и на что обращать внимание — я разбираю на курсе «Эффективный рекрутер». Этот курс даст вам крепкую базу и прикладные знания, которые помогут набирать в компанию именно тех людей, которые ей нужны.