предложение ограничено
предложение ограничено
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
Журнал HR компас

Как рассчитать стоимость ошибки подбора?

Советы
Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:

Стоимость ошибки подбора складывается из 6 слагаемых

1. Стоимость подбора сотрудника
2. Затраты на адаптацию сотрудника
3. Затраты на организацию рабочего места
4. ФОТ
5. Недополученная выгода
6. Причинённый ущерб

Теперь давайте поговорим о каждом слагаемом в отдельности.

Стоимость подбора

Сюда входят оплаты доступов на специальные площадки, такие как hh.ru, Habr или другие ресурсы, а также стоимость рекламы и ATS-системы. Если для найма на вакансию сделали специальную посадочную страницу, то стоимость её разработки также войдёт сюда; если нанимали агентство — то и затраты на него нужно будет приплюсовать. Получится сумма, которую нужно поделить на количество нанятых людей. Это и будет стоимость подбора.
Важно: зарплата штатного рекрутера и аренда офиса в стоимость подбора не входят.

Затраты на адаптацию

Здесь нужно подсчитать, сколько рабочего времени потратили те, кто участвовал в адаптации. Как правило, это руководитель отдела, HR и сотрудник-наставник. Допустим, руководитель на протяжении двух недель встречался в новичком каждый день по 1 часу — получается, он потратил 10 часов; HR провёл для новичка два вступительных тренинга по 2 часа — это 4 часа. Новичка курировал старший сотрудник отдела и ежедневно тратил на общение с ним и ответы на вопросы примерно 1,5 часа — это 15 часов за две недели. Если умножить потраченное время на стоимость одного часа работы каждого из сотрудников и сложить полученные цифры — мы увидим стоимость трудозатрат на адаптацию. Если новичкам принято дарить велком-наборы, то стоимость такого набора тоже нужно прибавить к затратам.
Велком-наборы, или welcome-box — это набор брендированных вещей, который дарят новичкам в первый рабочий день. Часто он состоит из кружки, ручки, блокнота; иногда дарят футболки и бейсболки. Практика вручать велком-наборы существует в сферах, где высокая конкуренция за кадры, и нужно расположить к себе сотрудника сразу: например, ретейл или IT.

Затраты на организацию рабочего места

Сюда входят закупки мебели и техники, которые были сделаны для сотрудника. Иногда это слагаемое может равняться нулю: например, если сотрудник работает удалённо со своего компьютера.

Фонд оплаты труда

Это заработная плата, которую получил сотрудник за отработанные дни, а также премии, надбавки и бонусы, которые ему причитаются. Сюда же входят налоги и разнообразные взносы, которые заплатил работодатель. Также стоит включить сюда стоимость льгот, которые получал сотрудник, пока работал: например, если за счёт работодателя посещал уроки английского или пользовался ДМС.
Сейчас хорошим тоном считается давать ДМС новичку с первого дня, особенно в IT-компаниях.

Недополученная выгода

Чтобы посчитать, сколько компания недополучила, можно отталкиваться от плановых показателей эффективности. Например, у менеджера по продажам стоит план по сумме выручки. Новичок выполняет только 40% от этого плана; следовательно, 60% от плана — это недополученная выручка компании. Или другой пример: IT-специалиста наняли, чтобы выпустить новую версию приложения, потому что компания ежедневно недополучает деньги из-за ряда технических проблем, которые нужно устранить к релизу. IT-специалист сделал только половину работы, и релиз новой версии приходится отложить ещё на месяц. Здесь недополученную выгоду легко посчитать с момента, как сотрудник начал работу, и проследить до момента, как работа будет закончена.

Причиненный ущерб

Из всех слагаемых ошибки подбора это — самое неприятное и самое ощутимое. Например, менеджер по продажам ювелирной фирмы отгрузил контрагенту товар на общую стоимость 5 миллионов рублей, не проверив подлинность договоров и печатей. Ювелирные изделия оказались в руках мошенников. За дело взялись правоохранительные органы, но найти и вернуть украшения не удалось. Фирма понесла убытки. Но ущерб не обязательно выражается только в денежном эквиваленте — речь может идти о репутационных потерях для компании. Допустим, смм-специалист выложил в соцсети компании пост спорного содержания или неоднозначный креатив на острую тему, и на компанию обрушился шквал критики — это пример именно репутационного ущерба.
Если суммировать все слагаемые — получится внушительная сумма, которая показывает, во сколько компании обходится неудачный найм. Поэтому стоимость ошибки подбора может стать сильным аргументом в пользу хорошего рекрутмента. Как выстроить системную работу в подборе и на что обращать внимание — я разбираю на курсе «Эффективный рекрутер». Этот курс даст вам крепкую базу и прикладные знания, которые помогут набирать в компанию именно тех людей, которые ей нужны.