Журнал HR компас

Как написать вакансию

Знания
Как написать вакансию
Описание вакансии состоит из шести частей:

  • описание компании,
  • название позиции,
  • задачи и обязанности,
  • требования,
  • условия работы,
  • путь для отклика.

Разберём каждый пункт.

Описание компании

Хорошее описание отвечает кандидату на вопросы: «Кто вы? чем занимаетесь? чем полезны клиентам и миру?». Оно же вызывает мысль: «Интересно. Они мне нравятся, что предлагают?».

Частая ошибка — пропустить этот этап и сразу перейти к задачам и требованиям. У кандидатов возникает неприятное чувство, словно компания их не ценит, раз не считает нужным даже представиться.

Что написать
Если компания известна, то вам проще: больше кандидатов о вас уже знают. Достаточно просто сказать, кто вы. Если компания новая или неизвестна широкому кругу, то стоит сказать, как она называется, чем занимается и на чём специализируется. Обязательно нужно расшифровать сокращения и аббревиатуры. Сколько лет компания на рынке стоит упомянуть, если для кандидата это показатель стабильности: например, для рабочих специальностей. Для диджитал-специалистов это не очень важный параметр.

Иногда в описаниях компаний добавляют миссию или глобальные цели, к которым стремится компания. Это привлекает тех кандидатов, которые разделяют эти стремления.
Высший пилотаж — добавить в описание EVP, или ценностное предложение работодателя: чем компания хороша для сотрудников

Название позиции

У названия позиции две задачи. Первая — оно даёт кандидату понять, кем он будет, если откликнется. Вторая — оно должно отвечать ключевым запросам, чтобы кандидаты смогли её увидеть.

Частые ошибки — придумывать что-то оригинальное, например, «Спорт лидер» для вакансии продавца в спортивный магазин; соединять несколько позиций в одно; давать слишком общее название. Всё это затруднит вам поиск, а кандидату — понимание.
В названиях много совмещений — кандидат не поймёт, кем именно его приглашают работать
Не ясно, дизайнера какой специализации ищут: графического, на полиграфию, на веб, UX/UI и какого уровня. На такую вакансию можно получить много нерелевантных откликов от начинающих дизайнеров или от дизайнеров из смежных областей: «А вдруг возьмут?»
Что написать в названии позиции
Выберите название позиции исходя из основных требований. Не объединяйте две смежные должности. Для диджитал-вакансий можно указать уровень, который вам нужен: Junior (начинающий), Middle (специалист), Senior (ведущий специалист).

У широких вакансий укажите специализацию, если хотите более целевых кандидатов. Например, не просто «Бухгалтер», а «Бухгалтер по первичной документации», «Бухгалтер для работы с ТМЦ».

Задачи и обязанности

Задачи и обязанности позволяют кандидату понять, что он будет делать и за что отвечать, если придёт на эту позицию. Частые ошибки здесь — писать общими словами и делать список слишком длинным.
Не ясно, что подразумевается под первыми двумя пунктами
Слишком длинный список, обязанности дублируют друг друга по смыслу. Из-за этого складывается ощущение, что компания не до конца понимает, чего хочет от специалиста
Слишком подробный список для вакансии «Бухгалтер по расчёту заработной платы». Из названия позиции основные обязанности уже понятны, достаточно перечислить их кратко, а все тонкости и подробности можно обсудить на следующих этапах с подходящими кандидатами
Что написать в задачах и обязанностях
Из списка задач и обязанностей выберите 5-6 основных, которые критично важно делать. Не расписывайте остальное до мелочей: вы сможете более мелкие задачи или дополнительные обязанности обсудить на интервью.

Требования

Требования позволяют кандидатам оценили себя и свои навыки прежде, чем откликаться. Частые ошибки в вакансиях — слишком много требований; расплывчатые требования; непонятные требования.
В списке смешались хард скиллс и пожелания к личным качества. Их невозможно жёстко требовать, поэтому лучше вынести отсюда и сформулировать более мягко. Также странно требовать от кандидата желание стать частью чего-то, о чём он ещё не знает. Требование о фото также не должно быть в этом списке, поскольку относится к вопросу об отклике и рассмотрении резюме
У списка хорошее название: «Что из опыта понадобится?», но несколько пунктов ему не соответствуют. Например, пункт про статус ИП или юрлица. Также странен последний пункт: он вызывает подозрение, что в компании царит неприятная атмосфера, в задачах и процессах хаос, а сотрудникам запрещено показывать недовольство
Здесь логическая ошибка: знание или обязательно, или желательно. Если обязательно — тогда это требование; если желательно — тогда это пожелание, и оно не обязательно
Что написать
Из списка требований, который дал нанимающий менеджер, выделите то, что критично важно уметь для нормальной работы и без чего никак нельзя: образование, знание программ, процессов, опыт в определённых областях, знание языков и так далее. Перечислите их. Если есть пожелания — их лучше сформулировать отдельно, не в списке требований. А о личных качествах вы сможете узнать только на интервью.

Условия работы

Условия важны: по ним кандидат понимает, как будет работать, какую компенсацию будет получать и какие ещё есть преимущества. Частые ошибки — не указывать зарплату; не писать о преимуществах.
Не указана зарплата, ничего не сказано о дополнительных преимуществах. Условия не выглядят привлекательными
Что написать
Напишите график работы, укажите, есть ли возможность удалённой работы. Можно указать, фиксировано ли время начала рабочего дня. Опишите систему материальной мотивации: только оклад или есть премии, за что и как они платятся.

Подумайте, какие ещё преимущества есть. Может быть, у вас ДМС, корпоративный транспорт, оплата питания, корпоративные скидки на продукцию, оплата фитнеса, связи или абонементов в спортзал. Перечислите всё, что может сделать вакансию привлекательнее.
Все три скрина с хедхантера. Уровень зарплаты там указывают отдельно, поэтому в пункте условий её не повторяют

Путь для отклика

Путь для отклика нужен, чтобы кандидат понял, что ему сделать: кому позвонить, по какому номеру, написать ли сопроводительное письмо или куда прислать портфолио. Частые ошибки — не оставить контактов; не призвать к действию.

Что написать
Укажите способ отклика, оставьте чёткий призыв. Если по вакансии можно звонить, то укажите контактное лицо и телефон. Это особенно важно, когда вы размещаетесь не на работном сайте, а в соцсетях или офлайн.

Что ещё важно

Если в вакансии огромный список обязанностей и требований и маленькая компенсация, для кандидата она малопривлекательна. Чтобы это исправить, нужно сократить количество требований и расширить мотивацию.

Если в вакансии нет структуры, кандидату трудно её читать. Он не захочет в ней разбираться. Чтобы это исправить, нужно сгруппировать по пунктам обязанности, требования и обязательно написать условия.
Здесь также ничего не сказано о компании и как откликаться
Нужно разделить список на обязанности и требования, добавить описание компании и условия работы
Описание вакансии — важная, но не единственная вещь, которая определяет успех подбора. Об этом мы подробно рассказываем на курсе «Эффективный рекрутер» и разбираем весь процесс: от снятия вакансии с нанимающего менеджера до адаптации новичков.