Журнал HR компас

Берём людей на испытательный срок, а в конце руководители говорят: «Они нам не подходят, увольте их побыстрее». Сотрудники не понимают, что сделали не так. Как быть?

Советы
Испытательный срок
Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:

— Если сотрудник не прошёл испытательный срок, то по законодательству с ними можно расстаться в течение 3 дней. Но должны быть зафиксированы факты, что сотрудник не справляется с работой. Поэтому я за то, чтобы прохождение испытательного срока было регламентировано и включало три встречи с руководителем.

Первая встреча — установочная, в первые дни работы. На ней руководитель ставит новичку задачи на испытательный срок. Должно быть подробно описано: какие задачи, какой должен быть результат, по каким критериям поймём, что результат достигнут. Составляют протокол встречи и фиксируют договорённости в соглашении об испытательном сроке.

Вторая встреча — точка промежуточного контроля. Она проходит в середине испытательного срока. На ней руководитель и сотрудник отмечают прогресс по задачам, руководитель даёт обратную связь: что хорошо, что не устраивает, что нужно исправить. Результат встречи фиксируется в протоколе.

Третья встреча — итоговая. Она проводится за пять дней до окончания испытательного срока. На ней стороны подводят итог испытательного срока и сотруднику объявляют решение: прошёл или не прошёл испытательный срок. Если не прошёл, при расставании важно объяснить сотруднику причины. Вот здесь пригодятся протоколы встреч и факты: например, на промежуточной встрече сотруднику дали обратную связь, но он не улучшил свою работу; поставили KPI, но он их не выполнил и так далее.

Если в вашей компании раньше не проводили такие встречи, то советую начать их как можно скорее. Однако, вас ждёт трудность: руководители страсть как не любят ставить задачи на испытательный срок. В начале вам придётся им объяснить, в чём для них выгода. Первый аргумент — это поможет им и вам впоследствии легко расставаться с теми, кто не подходит. Второй аргумент — сотрудники на испытательном сроке будут будут лучше понимать, что компания от них ждёт. Следовательно, будут сфокусированы на том, чтобы достичь поставленных целей.

При правильной постановке задач на испытательный срок ситуация: «Увольте их, они нам не подходят» со временем перестанет возникать. Процесс станет прозрачным для всех.