Журнал HR компас

Сотрудники уходят из-за низких зарплат. Как убедить руководство, что нужен пересмотр?

Советы
Когда сотрудники уходят из-за низких зарплат
Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:

— Чтобы бизнес в чём-то убедился, ему нужны аргументы в цифрах. Причём это должны быть цифры, связанные с потерями денег — это бизнесу очень понятно и очень интересно.

Что подготовить, чтобы аргументировать пересмотр зарплат:

  • Количество сотрудников, которые уволились именно по причине низкой зарплаты. Эта цифра подсветит масштаб проблемы. Считайте в процентах и в абсолютных цифрах за год.

  • Стоимость подбора этого количества людей за год. Бюджет на подбор — это вторая по величине статья HR-бюджета после фонда оплаты труда. Поэтому цифра выйдет немаленькой.

  • Средние сроки подбора и адаптации нового сотрудника. Зачастую поиск затягивается, потому что мало желающих. Плюс новичок не сразу выходит на плановые показатели, а также допускает в работе больше ошибок, чем опытный сотрудник.

  • Стоимость простоев, невыпуск продукции и упущенные выгоды, связанные с отсутствием людей на рабочих местах. Здесь стоит привлечь финансистов: они подскажут нормы выработки в день, затраты в день и другие данные.

  • Обзор, сколько платят на рынке на сходных позициях и сколько платят прямые конкуренты.

  • Ваше предложение. Посчитайте, на сколько стоит повысить зарплату и что при этом произойдёт со сроками закрытия, стоимостью подбора и на сколько снизится простой. Также полезно просчитать и предложить систему совокупного вознаграждения: она помогает удерживать сотрудников не только с помощью зарплаты. Об этом я рассказываю студентам на курсе «Цифры в HR» в отдельном модуле. Мы разбираем все элементы этой системы и смотрим, как улучшить вознаграждение сотрудников, не увеличивая нагрузку ФОТ на прибыль.

Напоследок можно оставить аргументы
— про нехватку трудоспособного населения из-за демографической ямы и СВО — за дверями очереди нет и не будет в обозримом будущем;
— про тренд на удержание сотрудников — над этим работают все крупные компании;
— про бренд работодателя: ушедшие сотрудники в красках всем рассказывают про низкую зарплату — у большого количества людей сформируется негативное отношение к компании.

Все цифры, которые вы покажете руководству, должны подводить к мысли: поднять зарплату будет дешевле и выгоднее, чем работать кузницей кадров и нести постоянные финансовые и репутационные потери. Тогда бизнес согласится пересмотреть мотивацию сотрудников.