предложение ограничено
предложение ограничено
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
СРОКИ АКЦИИ ОГРАНИЧЕНЫ
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
ЛЕТНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ скидки ДО 50 %
Журнал HR компас

Копейка рубль бережет: как планировать бюджеты на корпоративное обучение

Мнения
Корпоративное обучение с HR Compass
Обсудили тему с Татьяной Галкиной, директором Академии iSpring.

Бюджетирование программ корпоративного обучения вызывает множество вопросов. Сколько выделять на каждого сотрудника? На какие инициативы направлять деньги в первую очередь? Чем руководствоваться, когда нужно резко сократить расходы? Расскажу в этой статье.

Сколько компании готовы тратить на корпоративное обучение

Недавно мы проводили исследование по корпоративному обучению, чтобы узнать больше о том, как компании из разных отраслей выстраивают обучение персонала и как им в этом помогает онлайн-обучение. По итогам выяснили: в 2022 году у 37% компаний расходы на обучение сотрудников были в пределах 500 тысяч рублей. У 28% они составили от 500 тысяч до 1,5 млн рублей.
В исследовании iSpring участвовало более 200 компаний из 17 отраслей. Среди них были как представители малого бизнеса, так и крупные компании с численностью сотрудников в несколько тысяч человек. На диаграмме видно, сколько процентов процентов респондентов сколько тратили на обучение. В исследовании можно посмотреть более детальный анализ с учётом размера компании и времени её существования на рынке
Часть компаний планирует увеличивать затраты на корпоративное обучение, но часто случается так, что HR-специалисты испытывают сложности с планированием бюджетов на такие активности. Дело в том, что им приходится работать с ограниченными бюджетами и в условиях высокой неопределенности. Сейчас ситуация на рынке еще более плачевная — компании могут планировать расходы на перспективу не более нескольких недель. А ведь при планировании обучения нужно обеспечить бюджетами большое количество инструментов, моделей, программ кадрового резерва, программ развития.

Нет денег — и вся система ломается. Получается, для большинства HR организация обучения — своего рода американские горки. В начале года взлетает, а уже к середине демонстрирует резкий спад.

Скачать исследование iSpring по корпоративному обучению

Как грамотно бюджетировать корпоративное обучение

Есть 3 подхода, в зависимости от уровня развития корпоративного обучения в компании.

Первый подход: когда в компании есть сильный отдел обучения.
Обычно это означает, что у HR-специалистов есть бюджетные планы с предыдущего периода. Функцию не придется строить с нуля — нужно лишь поддерживать уже настроенный процесс, «фундамент». Главная проблема такого бюджетирования — инвестиции в стратегически важные изменения образовательной системы, которые позволят ей эволюционировать.

Первое, что нужно в такой ситуации сделать — согласовать изменения со стейкхолдерами. Более того, необходимо проговорить с ними приоритетность проектов — это позволит даже в турбулентные времена получить от них поддержку на ключевые инициативы. Должны быть предусмотрены и идеи, от которых можно безболезненно отказаться при «тушении пожаров».

Во вторую очередь важно определить «вкладчиков» в стратегические инициативы: кто будет наблюдателем, кто — согласовывать, а кто — потреблять новую услугу. Их не должно быть много: чем больше людей вовлечено в проект, тем он менее гибкий.

Только после этого можно приступать непосредственно к оценке ресурсов, которые потребуются на реализацию инициатив. Ресурсы эти могут быть как временными, например, на IT-специалистов, которые запустят новый сервис, так и постоянными — на поддержание его работоспособности.

Обязательно нужно закладывать ресурсы с запасом: в таком случае даже сокращение бюджетов не ударит критически по направлению. Кроме того, стоит предусмотреть, что в течение года проекты могут масштабироваться — тогда не придется снова и снова пересогласовывать бюджет с каждым изменением программ.

Это особенно важно, если стратегические инициативы связаны с цифровизацией обучения — тут нередка ситуация, когда сроки и бюджеты растягиваются.

Второй подход: обучение недавно выделилось в отдельную бизнес-функцию, и бюджетирование делается впервые.
Лучше всего планировать на основе исторических данных. Нужно проанализировать план-факт бюджета прошлого года: отдельно — функции HR (здесь может быть записан, например, ассессмент-центр или закупка каких-то IT-систем), отдельно — обучения. Затем — посмотреть, на какие обязательные мероприятия ходили сотрудники.

План-факт поможет увидеть, сколько было запланировано и сколько было реально потрачено. По этим двум цифрам можно приблизительно понять динамику расходов на обучение в компании. К примеру, если в прошлом году запланировано было 10 млн, а реально потрачено 3 млн — большая вероятность, что ситуация повторится.
На этапе предварительной подготовки финансовых планов стоит продумать несколько сценариев: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный.

Например, в планах — те же 10 млн рублей на обучение.
Стоит сделать 3 варианта: чтобы ключевые инициативы работали при уменьшении расхода средств на 25, 50 и 75%. Так можно подготовиться к почти любым изменениям в бизнесе. Также рекомендуем согласовать вариативные планы с HRD и руководством компании — это будет «красная кнопка».
Дальше нужно проанализировать показатели, которые повлияют на бюджетирование: сколько всего выделено средств на HR в грядущем году, сколько новичков, процент текучести. Сравнить их с прошлогодними показателями. Исходя из этого можно планировать конкретные цифры. Правда, здесь есть подвох: если с прошлого года кардинально поменялись подходы к обучению, каналы и инструменты, — прошлогодние показатели сразу станут бесполезны. В таком случае лучше вообще отставить их в сторону и трезво оценить необходимые ресурсы.

Третий подход: когда в компании нет стратегии не только на уровне обучения, но и на уровне HR.
В таком случае планы по обучению строят и бюджетируют на основе потребностей в обучении. Важно проанализировать сам бизнес: возможно, нужны центры компетенций, а может, хватит и стандартных программ развития.

В условиях неопределенности для таких компаний, особенно с большим числом массовых ролей, лучше сделать фокус на low cost learning — обучение с низким уровнем расходов. Например, готовые дистанционные образовательные продукты. Это позволит точнее прогнозировать потребность в ресурсах.

Стоит также разделить бюджет по ролям и конкретным компетенциям: например, заложить отдельные ресурсы для senior-ролей. В случае сокращения бюджетов можно будет определить, какими статьями можно пожертвовать безболезненно для бизнеса. Обычно достаточно сохранить 1−2 компетенции, ключевые для развития в компании, чтобы обучающие программы продолжали функционировать, а сотрудники — расти.

Бюджетирование обучений во времена турбулентности

Самая сложная ситуация — когда горизонт планирования резко сужается с нескольких лет до 2−3 месяцев, и руководство переходит в режим ручного управления бизнесом. Бюджеты на обучение приходится перепланировать с учётом резко ограниченных ресурсов и сроков.

В этом случае важно выделить несколько приоритетных направлений обучения, от которых зависит выживаемость бизнеса.
К примеру, в 2022 году многие IT-компании, исторически работавшие с западным программным обеспечением, начали вкладываться в переквалификацию сотрудников на российские IT-системы. Кто сделал это — смогли занять освободившиеся ниши и вырасти даже в условиях нестабильности рынка.
Обсуждать финансовый план по этим направлениям нужно непосредственно с топ-менеджерами: в кризисных условиях им нужно чётко понимать, на что идёт каждая копейка. Подкреплять план стоит актуальной информацией о текучести кадров, числу обучающихся сотрудников и другими цифрами. Доверие к цифрам у руководства выше, чем к идеям и мнениям.

Подытожим.
  1. Бюджетирование корпоративных обучающих программ нужно строить на основе конкретных измеримых показателей.
  2. Есть три основных сценария бюджетирования, однако важно не останавливаться только на одном из них — финансовое планирование должно быть гибким и откликаться на изменения в бизнесе и на рынке.
  3. В условиях экономической неопределенности нужен сценарий стресс-планов — механика действий на случай, если бюджет значительно сократится. Этот сценарий важно проговорить и согласовать с руководством.

Если следовать этим рекомендациям, то даже при уменьшении бюджета до 0.3 можно к концу года вывести ситуацию в норму, а отдел обучения сделать фундаментом, поддержкой для бизнеса.