Журнал HR компас

Посоветуйте, как сократить бюджет на подбор персонала? Сейчас тратим слишком много.

Советы
Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:

— Первое, что стоит попробовать — автоматизацию. Наличие CRM-системы — Талантикс, Фрэндворк, Поток, Хантфлоу и другие им подобные, — помогают существенно снизить стоимость подбора и повысить его эффективность. И в CRM-системах отлично видна воронка, кандидаты и резюме не теряются.

Второе, что пригодится — база кандидатов и развитый нетворкинг. Всех, кто к вам приходит и вам подходит, обязательно сохраняйте. С кандидатами потом можно работать по другим вакансиям, а ещё у них можно попросить кого-то посоветовать на вакансию — полезно, когда вы ищете каких-то редких специалистов. Базу удобно вести автоматически — и поэтому я так ратую за автоматизацию рекрутмента: там всё сохраняется.

Третье, что нужно сделать — проанализировать каналы привлечения и отказаться от тех, которые не дают хорошего отклика. В то же время хорошо попробовать бесплатные каналы: разместить вакансии на сайте компании, в её соцсетях или даже просто положить анкеты физически, например, на кассе, если вы ищете продавцов в магазин. В целом, важно следить, чтобы каналы привлечения работали. Не всегда они работают одинаково: бывает, что на одну вакансию вы сначала получили много откликов, а на другой раз из того же канала никто не пришёл. Это нормально, так бывает. Просто это нужно вовремя отследить и принять решение: продолжать там рекламную кампанию или перенести ресурсы на другой канал, дающий более хороший результат.

И конечно же, универсальное лекарство от высоких затрат на подбор — сильный бренд работодателя. Если компанию знают на рынке, как хорошее место для работы, то в неё охотнее откликаются и охотнее выходят. А ещё из хорошей компании с хорошими условиями меньше уходят. Ниже текучка — меньше вакансий, следовательно, меньше нужно тратить на подбор. То есть, проще сотрудника удержать, чем привлечь. Вот отсюда и экономия.

Последний совет — ведите статистику подбора по вакансиям и отслеживайте, подбор каких позиций вам обходится дороже всего. Потом смотрите на причины: на каких этапах затрат больше всего и как их можно оптимизировать. А если хотите глубже разобраться в том, как отстроить процесс подбора и сделать его эффективным — приходите на курс «Эффективный рекрутер».