Журнал HR компас

Коллега – ябеда. Что с ним делать?

Советы
Коллега ябеда
Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:

— В детстве мы таким персонажам устраивали тёмную и бойкот :) Во взрослом возрасте надо действовать гуманнее.

Для начала стоит разобраться, а точно ли коллега — ябеда? Может он просто отстаивает себя и свой отдел?

Например: в компании работает финансист, который постоянно срывает сроки. Долго отвечает на письма, поздно предоставляет отчёты, устраивает долгие обеденные перерывы. Разговоры на него не действуют. Из-за его расхлябанного отношения продуктивность других работников падает. И вот, один сотрудник собрал компромат на финансиста и пошёл к начальству. Можно ли считать его ябедой? Я думаю — нет. Ему можно только сказать спасибо, что он взял на себя ответственность за решение проблемы.

А вот если вы с коллегами обсуждали какие-то сплетни, а об этом каким-то образом узнал босс, то ваш коллега — ябеда.

Краткая инструкция по работе с ябедой:

  • Минимизируйте, но не прекращайте общение. Не стоит проводить с ябедой много времени — есть риск сболтнуть лишнего. Но поддерживать общение тоже нужно — это поможет держать руку на пульсе и быть в курсе его дел.

  • Не давайте повода на себя наябедничать. Не обсуждайте при нём свои проблемы, личные темы.

  • Не кичитесь своими достижениями. Обычно ябеды — сильные завистники. Демонстрация успеха их бесит, они сразу хотят вас подставить.

  • Выстраивайте доверительные отношения с руководством. Тогда ЛПР будет слушать вас, а не ябеду.

  • Руководствуйтесь принципом: «кто первый, тот и победил». Если допустили ошибку в работе — сразу сообщите руководству, не ждите, пока о ней расскажет кто-то другой.

  • Организуйте группу по борьбе с ябедой. Если сотрудник уже всем поперёк горла — объединитесь. Командой противостоять такому человеку гораздо проще: в спорных и конфликтных ситуациях вы будете знать, что у вас есть поддержка.

  • Поговорите с ябедой. Иногда человек и сам не понимает, что бесит весь коллектив. Попробуйте провести с ним мягкую беседу, но ни в коем случае не устраивайте публичных порок.


Подытожим:
Не всегда человек, который жалуется начальству — ябеда. Но если в вашем отделе или компании работает доносчик — переходите в режим холодной войны и методично защищайтесь от его действий.

Желаю, чтобы в вашем коллективе были только хорошие коллеги, с которыми приятно работать и безопасно говорить на личные темы.