Журнал HR компас

Как научиться продавать проекты бизнесу, чтобы их внедряли?

Советы
Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:

— Есть разные причины, почему HR-проекты и идеи не продаются. Самая распространённая — проект не лечит боли компании и поэтому руководство не видит в нём пользы. Например, эйчар предлагает провести опрос по вовлечённости с использованием новомодной методики — а у руководства голова болит о том, что сроки выпуска заказов под угрозой из-за нехватки рабочих на заводе. Если компания не выполнит свои обязательства перед заказчиками — она будет платить большие неустойки. Не говоря уже о том, что испортит отношения с клиентами. В такой ситуации одобрит ли бизнес опрос по вовлечённости? и нужен ли он ему?

Поэтому я всегда советую делать не то, что модно и прикольно, а то, что нужно бизнесу.
Боль — это существующая в компании проблема, которая приводит к финансовым убыткам, репутационным и временным потерям, недополученной выгоде и так далее. Она должна быть реальная, подтверждённая фактами: много отказов от товара; высокая текучка; упали продажи; негативные отзывы от клиентов и так далее. Для этого вам нужно как можно лучше знать ситуацию в компании: что делается, какие есть трудности, как их решить.

Вот алгоритм, который поможет нащупать боли:
  • Составьте список всех проблемных задач и проектов с вашей точки зрения.

  • Оцените их, ответив на 6 вопросов. За каждый положительный ответ ставьте 1 балл.
— Является ли проблема настоящей «головной болью» для организации?
— Кто-то помимо меня считает, что эта проблема является реальной угрозой бизнесу?
— Проблема отражается на экономической эффективности компании?
— Если я не стану ничего предпринимать в связи с этой проблемой, она может принести серьезный финансовый или репутационный ущерб компании?
— Если будет найдено адекватное решение этой проблемы, получит ли компания выгоды?
— Насколько проблема вообще может быть решена?

  • Отберите те задачи и проекты, которые набрали 5 баллов.

  • Возьмите список и обсудите с коллегами. Делаете это по принципу 360 градусов: ваш руководитель, коллеги и подчинённые.

Если вы научитесь слушать коллег из бизнеса и руководство, видеть их потребности и предлагать им способы решения — вам будет легко продавать HR-проекты бизнесу. Руководство и коллеги будут их одобрять и внедрять. А то, что не болит — лечить не надо.