Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:
— Когда сотрудники начинают озвучивать своё недовольство и намекать на увольнение, то нанимающие менеджеры любят говорить: «Да и пусть, других найдём». Но правда в том, что за забором очереди не стоит. Данные по ситуации в России плачевны: мы сейчас в большой демографической яме, и трудоспособного населения у нас мало. Поэтому такой подход со стороны менеджеров надо по возможности пресечь и усадить стороны за стол переговоров.
Что я рекомендовала бы сделать перед тем, как проводить с сотрудниками переговоры:
Посмотреть обзоры заработных плат.
Чтобы разговор был предметным, нужно представлять, сколько платят на сходных позициях. Идеально — узнать условия у конкурентов: уровень зарплаты, соцпакет, условия труда.
Вознаграждение сотрудника — это не только зарплата. Сюда также входят соцпакет, льготы и плюшки, а также нематериальная мотивация: баланс работы и личной жизни, признание, атмосфера в коллективе и так далее.
Подумать над вариантами, как создать дополнительную ценность для сотрудников, не повышая саму зарплату.
Это может быть расширение соцпакета, компенсация затрат на транспорт или питание и так далее. Не менее важно подумать, как улучшить нематериальную мотивацию сотрудников и обеспечить им более комфортные условия труда, признание и баланс.
Продумать возможности больше зарабатывать.
Например, сотрудников можно поощрять премиями за участие в определённых проектах или за выполнение каких-то дополнительных обязанностей. Пример из промышленной компании: у операторов завода были выплаты за наставничество; премия за участие в проекте «Фабрика идей» при условии, что их идея будет внедрена; они могли приводить в компанию друзей и получать за это деньги. Кроме того, можно предусмотреть градацию зарплат в зависимости от опыта и стажа или же дать возможности роста по карьерной лестнице.
Когда вы подготовитесь сами, подготовьте также менеджеров. Им нужно объяснить, что удержать хороших сотрудников для компании будет выгоднее, чем искать, нанимать и обучать новых. Подкрепите ваши слова цифрами: сроки подбора, стоимость подбора, стоимость простоя, сроки адаптации и выхода на плановые показатели. Затем зовите сотрудников и ведите переговоры.
Приходите ко мне на курс «Цифры в HR», если хотите глубже понять процесс работы с вознаграждением сотрудников. Мы со студентами разбираемся, как и за счёт чего компания мотивирует сотрудников, по каким принципам проводятся пересмотры зарплат и выплаты премий, какие системы премирования существуют и как можно их сочетать. Мы смотрим обзоры заработных плат и учимся находить нужную информацию бесплатно. А ещё осваиваем HR-аналитику, считаем показатели эффективности и решаем кейсы. Всё на простых примерах, с расчётами и пояснениями.