Когда речь заходит о том, что «неплохо бы поменять корпоративную культуру», самое главное — решимость и готовность собственника и топ-менеджмента.
Возьмём такую ситуацию: в отделе продаж царит нездоровая атмосфера. Руководители грубы с подчинёнными, кричат, требуют результат любой ценой, иногда стравливают специалистов, чтобы обострить конкуренцию. При этом отдел эффективен: приносит деньги и выполняет планы, а руководители работают давно. Очевидно, что перевоспитать руководителей вряд ли удастся. Перед собственником встанет выбор: либо оставить отдел в покое, либо увольнять токсичных руководителей. Если собственник решительно настроен поменять компанию к лучшему, то он должен пойти по второму пути. Либо — найти такие рычаги давления, чтобы руководители изменили своё поведение.
Изменения подразумевают не только плакаты с миссией на стенах, а изменения бизнес-процессов, зачастую фундаментальные. Здесь важна постепенность. Революций лучше избегать.
Например, в компании царит страшная диктатура при выполнении задач. Руководство отслеживает каждый шаг, на компьютере установлены специальные трекеры. Из-за этого персонал находится в вечном напряжении, многие не выдерживают и уходят.
Хочется создать более гибкую и открытую культуру, в которой люди будут свободнее и инициативнее. Но если всё сразу убрать — сотрудники будут опьянены свободной, а руководство начнёт нервничать, что у него отобрали контроль. Стоит вначале убрать трекер у некоторых категорий или отделов. Или сократить степень контроля — отчитываться надо только по результатам работы, а не на каждом этапе. Как только одно изменение приживётся, можно внедрять следующее.