Журнал HR компас

Руководители просят сделать в компании систему грейдов. А я не уверена, что грейдинг нам нужен. Как понять, надо ли его вводить?

2023-05-15 17:46 Советы
Екатерина Варга, организационный консультант, эксперт по#nbsp;разработке и#nbsp;внедрению систем грейдирования:

—#nbsp;Когда руководители заявляют: «Нам нужен грейдинг», они обычно имеют в#nbsp;виду, что им#nbsp;нужно обосновать повышение заработных плат в#nbsp;подразделении или нужны карьерные лестницы. Сам грейдинг им#nbsp;не#nbsp;интересен и#nbsp;не#nbsp;важен, потому что это исключительно инструмент HR, притом очень сложный в#nbsp;разработке и#nbsp;внедрении.

Чтобы понять, нужен или не#nbsp;нужен грейдинг, я#nbsp;советую смотреть на#nbsp;размер организации и#nbsp;область её#nbsp;деятельности. Почему? Небольшим компаниям, где работает 50, 100 и#nbsp;даже 200 человек#nbsp;— грейдинг не#nbsp;нужен. В#nbsp;таких компаниях сотрудники на#nbsp;виду. Все знают, кто что делает и#nbsp;за#nbsp;что отвечает; решения принимаются быстро. Также грейдинг не#nbsp;нужен, если у#nbsp;компании узкая сфера деятельности: основная масса должностей работает в#nbsp;одной области и#nbsp;понятно, как должности соотносятся между собой.

Когда#nbsp;же грейдинг нужен? Когда организация выросла и#nbsp;переходит к#nbsp;более формализованному управлению. Возникает задача#nbsp;— сократить издержки на#nbsp;принятие решений. А#nbsp;для этого нужно навести порядок: разобраться, кто какой вклад вносит в#nbsp;общий результат и#nbsp;как должности в#nbsp;разных отделах соотносятся по#nbsp;ценности. Также грейдинг расширяет возможности найма и#nbsp;обеспечивает сравнимость по#nbsp;зарплатам с#nbsp;рынком. Он#nbsp;даёт сотрудникам и#nbsp;кандидатам понимание, как распределяются материальные блага#nbsp;— зарплаты и#nbsp;компенсации,#nbsp;— внутри организации.

Внедрить грейдирование#nbsp;— сложный HR-проект. Чтобы сделать рабочую систему, нужно проводить грейдирование по#nbsp;всей организации и#nbsp;начинать с#nbsp;первого лица и#nbsp;первой линейки подчинения. В#nbsp;ходе проекта будет много сопротивления, бывают даже конфликты. Кроме того, грейдинг нельзя один раз сделать и#nbsp;забыть#nbsp;— его нужно поддерживать и#nbsp;регулярно актуализировать. Это ещё одна причина, почему маленьким компаниям я#nbsp;грейдинг не#nbsp;советую: слишком много усилий, а#nbsp;польза будет не#nbsp;так очевидна.

Если всё#nbsp;же решите внедрять грейдинг, то#nbsp;лучше привлечь к#nbsp;разработке консультантов. Они помогут экспертизой и#nbsp;опытом реализации, а#nbsp;также обеспечат взгляд со#nbsp;стороны и#nbsp;поддержат авторитетным мнением.