Журнал HR компас

От меня требуют оптимизировать затраты, потому что в компании не очень стабильная ситуация. Что делать? Как HR работать в условиях неопределённости?

2023-05-05 17:14 Советы
Гюзель Гараева, HR#nbsp;эксперт и#nbsp;ментор#nbsp;HR директоров:

—#nbsp;В#nbsp;условиях любого кризиса задача HR#nbsp;— помочь бизнесу выстоять и#nbsp;сохранить работоспособность. Это очень важно осознавать и#nbsp;держать в#nbsp;голове, потому что всегда есть вероятность, что придётся принимать тяжёлые и#nbsp;непопулярные решения. Например, о#nbsp;сокращениях людей или урезаниях зарплат, отмене льгот. К#nbsp;этому нужно быть готовым.

Теперь о#nbsp;подходе к#nbsp;оптимизации. Она обычно идёт по#nbsp;двум направлениям: оптимизация затрат и#nbsp;оптимизация процессов.

Для#nbsp;оптимизации затрат стоит оценить проекты и#nbsp;разделить их#nbsp;на#nbsp;две большие категории:
must have#nbsp;— то, без чего обойтись нельзя,
nice to#nbsp;have#nbsp;— хорошо#nbsp;бы, но#nbsp;можно обойтись без этого.

К#nbsp;первой группе относятся функции кадрового делопроизводства, подбора и#nbsp;адаптации, обязательные обучения, базовые внутренние коммуникации, компенсации и#nbsp;льготы. Ко#nbsp;второй группе#nbsp;— обучения по#nbsp;софт скиллс, кадровый резерв, бренд работодателя, корпоративные мероприятия.

В#nbsp;условиях кризиса стоит сначала оптимизировать траты второй категории, а#nbsp;затем приняться за#nbsp;первую. Особенное внимание надо уделить затратам на#nbsp;ФОТ и#nbsp;на#nbsp;подбор: это две самые большие статьи HR-бюджета.

Для#nbsp;оптимизации процессов нужно провести ревизию: кто какие функции и#nbsp;обязанности выполняет, за#nbsp;какой бизнес-процесс отвечает, насколько чётко разграничены роли. Важно перераспределить обязанности так, чтобы избавиться от#nbsp;ненужного и#nbsp;сделать работу эффективнее.

И#nbsp;ещё важный момент: в#nbsp;условиях кризиса как никогда нужна прозрачная коммуникация с#nbsp;сотрудниками. Иначе в#nbsp;компании плодятся слухи: «Нас уволят», «Нам урежут зарплату на#nbsp;50%», «Компания разоряется» и#nbsp;так далее. Это создаёт панику и#nbsp;демотивирует. Чтобы не#nbsp;допустить такого, сообщайте людям о#nbsp;тех шагах, которые компания предпринимает и#nbsp;о#nbsp;том, почему это делается.

Чтобы глубже изучить вопрос, как оптимизировать бюджет#nbsp;— приходите на#nbsp;курс «Цифры в#nbsp;HR». Пройдём по#nbsp;всем статьям бюджета, научимся сокращать затраты без ущерба для#nbsp;работоспособности.