Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:
— В условиях любого кризиса задача HR — помочь бизнесу выстоять и сохранить работоспособность. Это очень важно осознавать и держать в голове, потому что всегда есть вероятность, что придётся принимать тяжёлые и непопулярные решения. Например, о сокращениях людей или урезаниях зарплат, отмене льгот. К этому нужно быть готовым.
Теперь о подходе к оптимизации. Она обычно идёт по двум направлениям: оптимизация затрат и оптимизация процессов.
Для оптимизации затрат стоит оценить проекты и разделить их на две большие категории: must have — то, без чего обойтись нельзя, nice to have — хорошо бы, но можно обойтись без этого.
К первой группе относятся функции кадрового делопроизводства, подбора и адаптации, обязательные обучения, базовые внутренние коммуникации, компенсации и льготы. Ко второй группе — обучения по софт скиллс, кадровый резерв, бренд работодателя, корпоративные мероприятия.
В условиях кризиса стоит сначала оптимизировать траты второй категории, а затем приняться за первую. Особенное внимание надо уделить затратам на ФОТ и на подбор: это две самые большие статьи HR-бюджета.
Для оптимизации процессов нужно провести ревизию: кто какие функции и обязанности выполняет, за какой бизнес-процесс отвечает, насколько чётко разграничены роли. Важно перераспределить обязанности так, чтобы избавиться от ненужного и сделать работу эффективнее.
И ещё важный момент: в условиях кризиса как никогда нужна прозрачная коммуникация с сотрудниками. Иначе в компании плодятся слухи: «Нас уволят», «Нам урежут зарплату на 50%», «Компания разоряется» и так далее. Это создаёт панику и демотивирует. Чтобы не допустить такого, сообщайте людям о тех шагах, которые компания предпринимает и о том, почему это делается.
Чтобы глубже изучить вопрос, как оптимизировать бюджет — приходите на курс «Цифры в HR». Пройдём по всем статьям бюджета, научимся сокращать затраты без ущерба для работоспособности.