Гюзель Гараева, HR эксперт и ментор HR директоров:
— Есть разные причины, почему HR-проекты и идеи не продаются. Самая распространённая — проект не лечит боли компании и поэтому руководство не видит в нём пользы. Например, эйчар предлагает провести опрос по вовлечённости с использованием новомодной методики — а у руководства голова болит о том, что сроки выпуска заказов под угрозой из-за нехватки рабочих на заводе. Если компания не выполнит свои обязательства перед заказчиками — она будет платить большие неустойки. Не говоря уже о том, что испортит отношения с клиентами. В такой ситуации одобрит ли бизнес опрос по вовлечённости? и нужен ли он ему?
Поэтому я всегда советую делать не то, что модно и прикольно, а то, что нужно бизнесу.
Боль — это существующая в компании проблема, которая приводит к финансовым убыткам, репутационным и временным потерям, недополученной выгоде и так далее. Она должна быть реальная, подтверждённая фактами: много отказов от товара; высокая текучка; упали продажи; негативные отзывы от клиентов и так далее. Для этого вам нужно как можно лучше знать ситуацию в компании: что делается, какие есть трудности, как их решить.
Вот алгоритм, который поможет нащупать боли:
Составьте список всех проблемных задач и проектов с вашей точки зрения.
Оцените их, ответив на 6 вопросов. За каждый положительный ответ ставьте 1 балл.
— Является ли проблема настоящей «головной болью» для организации? — Кто-то помимо меня считает, что эта проблема является реальной угрозой бизнесу? — Проблема отражается на экономической эффективности компании? — Если я не стану ничего предпринимать в связи с этой проблемой, она может принести серьезный финансовый или репутационный ущерб компании? — Если будет найдено адекватное решение этой проблемы, получит ли компания выгоды? — Насколько проблема вообще может быть решена?
Отберите те задачи и проекты, которые набрали 5 баллов.
Возьмите список и обсудите с коллегами. Делаете это по принципу 360 градусов: ваш руководитель, коллеги и подчинённые.
Если вы научитесь слушать коллег из бизнеса и руководство, видеть их потребности и предлагать им способы решения — вам будет легко продавать HR-проекты бизнесу. Руководство и коллеги будут их одобрять и внедрять. А то, что не болит — лечить не надо.