Журнал HR компас

Как вырастить профессиональную самооценку и уверенность в себе

2023-03-10 10:17 Знания
3 совета, чтобы стать увереннее в себе на работе и в целом по жизни.

Составить список достижений

Психологи говорят: самооценка и вера в себя подпитываются от побед и достижений. И вот, человек садится составлять свой собственный список — и задумывается: а что такое достижение? Это ведь нечто большое и грандиозное, например, взять первый приз на конкурсе. Или взобраться на Эверест. Возглавить корпорацию в 35. Заработать миллион к 20 годам. А если в жизни не было такого? Получается, достижений-то и нет, гордиться нечем. В итоге список пустует, а самооценка упала до нуля. Совсем не то, на что рассчитывали психологи.

Но что если посмотреть не на всю жизнь, а только на один день? Если подумать, то каждый день мы что-то делаем: готовим еду, работаем, общаемся с людьми, помогаем советом коллегам, учим английский. Бывают и нерегулярные дела: сдать отчёт, сходить к врачу, организовать отпуск, выучить правила дорожного движения для экзамена на права. Со всеми делами мы так или иначе разбираемся, решаем возникающие проблемы. Выходит, каждый день мы отлично справляемся!

Вот на этих ежедневных победах на самом деле строится высокая самооценка. Поэтому лучше всего составлять не список глобальных побед, а вести ежедневные записи «Почему я сегодня молодец». Ещё их полезно время от времени просматривать, чтобы ощутить: сколько всего сделано! А самые крупные достижения за месяц можно выписать отдельно.

Принимать похвалу

Человек — существо социальное. Ему важно, чтобы окружающие его замечали, признавали и ценили. Но вот ситуация из жизни: начальник от души хвалит сотрудника за сделанный проект. Сотрудник вроде бы должен радоваться, но он краснеет и отвечает: «Ой, да ничего особенного!». Получается неловкая ситуация: окружающие оценили человека и его труд, а он сам себя обесценил. Так часто бывает с теми, кому в детстве говорили: «Скромность украшает!».

Как же правильно принимать похвалу и комплименты, чтобы растить самооценку?

Первое — не отшучиваться и не уклоняться от приятных слов. Если люди их говорят, значит, они действительно считают, что человек их достоин.

Второе — улыбнуться и поблагодарить в ответ: «Спасибо, мне очень приятно!». Идеально — сделать ответный комплимент. Тогда собеседнику будет вдвойне приятно.

Правильно сравнивать себя с другими

Психологи твердят, что сравнивать себя с другими вредно. Нужно сравнивать себя только с самим собой. Но мы не живём отшельниками. Вокруг нас каждый день другие люди, особенно в соцсетях и интернете. Волей-неволей мы на них смотрим, берём пример, равняемся. И что же делать, когда все вокруг такие успешные, что это даже угнетает?

Тут нужно сразу оговориться: успех — это результат усилий. Со стороны может казаться, что человек раз — и проснулся звездой. А на самом деле он к этому годами шёл, жертвовал личной жизнью, мало общался с друзьями, не ездил в отпуск. Только со стороны этого совсем не видно.

Поэтому эффективная тактика — сравнивать себя не со звёздами индустрии, а с теми, кто чуть-чуть выше. Например, на одну ступень. Такие люди рядом, живут и работают примерно в тех же условиях. С них легче брать пример. Что умеет и знает, как работает, чем пользуется, чему учится — можно взять лучшие приёмы и повторить.
Напоследок — о том, что вредно для самооценки.

По самооценке больно бьют сравнения с более успешными родственниками, а ещё с детьми маминых подруг, папиных друзей, бабушкиных знакомых и так далее. Подобные сравнения надо сразу пресекать. Мягко это можно сделать, улыбнувшись и сказав: «Спасибо, что заботишься обо мне. Я понимаю, ты хочешь как лучше, но у каждого своя жизнь и судьба». Обычно этого бывает достаточно.